Татуировка — это вид искусства с многовековой историей. На протяжении многих тысячелетий способы ее нанесения, методы и инструменты непрерывно менялись, совершенствовались, в них вносились значительные изменения. Мы расскажем, как татуировка эволюционировала от древних бронзовых игл и долот, сделанных из кости, до современных тату-машин, какими мы их знаем.
Эти рисунки были сделаны из пигмента на основе углерода (вероятно, сажи), который был введен в слой дермы кожи с помощью инструмента для с несколькими иглами. Это свидетельствует о том, что египтяне умели покрывать пигментом достаточно большие области дермы и делать контура различной толщины.
Каждое острие иглы было сделано из прямоугольного куска бронзы, загнутого внутрь на одном конце для придания нужной формы. Затем несколько таких игл связывали вместе и прикрепляли к деревянной ручке. Затем их погружали в сажу и таким образом наносили татуировку.
Традиционно для создания уникальных рисунков использовался инструмент для татуировки, называемый ухи. Он сделан из заостренной кости с деревянной ручкой. Однако перед тем, как заносить под кожу пигмент из обожженного дерева, на коже сначала делали небольшие надрезы. Затем пигмент вбивался в эти места с помощью небольшого инструмента, похожего на долото.
Как и многие другие традиции полинезийских островных племен, та-моко (как способ нанесения татуировки) в значительной степени вымер в середине XIX века после колонизации. Однако с тех пор он пережил великолепное возрождение благодаря современным маори, которые невероятно увлечены сохранением и продолжением своих племенных обрядов.
Игла для татуажа Dayak, держатель и чаша для чернил
Вот слова знаменитого антрополога Ларса Крутака, изучавшего племена хайда:
Татуировка хайда была довольно редкой до 1885 года. Традиционно она выполнялась вместе с потлачем (традиция церемониального обмена дарами) в ознаменование завершения строительства жилища из кедровых досок и главного опорного столба. Потлач влек за собой раздачу личного имущества хозяином дома тем, кто выполнял важные функции в строительстве этого дома. Каждый подарок повышал статус главы дома и его семьи и особенно приносил пользу детям домовладельца. После длительного обмена дарами каждому ребенку дома вождь племени даровал новое потлачское имя и татуировку, которая придавала им высокий статус.
Интересно, что народ хайда — одно из немногих племен, которые использовали красные и черные пигменты для создания своих племенных татуировок.
Янт — это священный геометрический рисунок, который предлагает различные благословения и защиту через буддийские псалмы. В своем полном представлении «Сак Янт» означает волшебную татуировку. Во время процесса поются молитвы, чтобы наполнить татуировку духовными защитными силами. Считается, что чем ближе рисунок к голове, тем больше вам будет везти на протяжении жизни.
Традиционно буддийские монахи используют длинные шипы, сделанные из заостренного бамбука или металла, в качестве инструмента для татуировки. Подобный инструмент использовался для создания татуировок Сак Янт, напоминающих гобелен. Для данного процесса, выполняемого вручную, требуется слаженное действие обеих рук мастера: одна для направления инструмента, а другая для постукивания по концу стержня, чтобы ввести чернила под кожу. Иногда использовалось священное масло для создания дополнительных магических чар вокруг рисунка для защиты владельца.
Тебори дословно означает «вырезать вручную» и происходит от древнего ремесла вырезания по дереву и создания штампов для печати изображений на бумаге. В татуировке используется инструмент для татуировки, состоящий из набора игл, прикрепленных к деревянному или металлическому стержню, известному как «номи».
Художники управляют «номи» одной рукой, а другой рукой методично вводят чернила в кожу ритмичными постукивающими движениями. Это гораздо более медленный процесс, чем современная татуировка, но благодаря этому получается создать более насыщенный результат и более плавный переход между оттенками.
Токийский художник тебори, известный как Рюген, рассказал CNN, что ему потребовалось 7 лет, чтобы отточить свое мастерство:
Чтобы овладеть мастерством тебори, требуется больше времени, чем для тренировки на электрической машинке. Я думаю, это потому, что есть много параметров, таких как угол входа иглы в кожу, скорость, сила, время и интервалы между «тычками».
Ручка Эдисона представляла собой трубку-держатель с электродвигателем, установленным сверху. Это изобретение требовало от оператора глубоких знаний об аккумуляторе, чтобы вовремя и правильно обслуживать его, в то время как пишущие машинки были гораздо более доступны и просты в обслуживании для простого человека.
Однако, несмотря на первоначальный провал, моторизованная ручка Эдисона подготовила почву для совершенно другого типа инструмента — первой электрической татуировочной машины.
Электрическая ручка Эдисона
В 1891 году, вдохновленный технологией, которая использовалась в ручке Эдисона, О’Рейли добавил в нее две иглы, резервуар для чернил и изменил угол наклона держателя. Так родилась первая в мире роторная тату-машинка. Она была способна выполнять до 50 ударов в секунду — как минимум на 47 больше, чем у самого быстрого и опытного «ручного» мастера. Машинка произвела революцию в тату-индустрии и изменила направление будущих тату-инструментов.
Три года спустя, проработав несколько лет ручными инструментами, соперник Райли, Сазерленд Макдональд, также запатентовал свою собственную электрическую татуировочную машину. В статье 1895 года в издании «The Sketch» репортер описал машину Макдональда как «маленький инструмент, который издает несколько странный жужжащий звук».
С того момента прошло еще 50 лет, прежде чем кто-либо запатентовал следующую татуировочную машину. В 1978 году уроженка Канады Кэрол «Смоки» Найтингейл разработала сложное «электрическое маркировочное устройство для татуировки людей» со всевозможными настраиваемыми элементами. Конструкция включала в себя регулируемые катушки, пружины и подвижные контактные винты для изменения глубины прокола кожи, что бросало вызов идее о том, что электрические татуировочные машины должны иметь фиксированные компоненты.
Хотя машина никогда не производилась серийно из-за производственных трудностей, она продемонстрировала новые возможности для индустрии и подготовила почву для регулируемых роторных машинок, которые сегодня используются в татуировке.
***
Учитывая то, как случайные успехи Эдисона и Найтингейла помогли сформировать сегодняшнюю бурно развивающуюся тату-индустрию в том виде, в каком мы ее знаем, мы осмелимся сделать вывод. Время от времени небольшие неудачи в одной сфере могут многому научить не только авторов этих «неудач» , но и повлиять самых неожиданным образом на развитие других сфер деятельности.