Первую татуировку мне набили 22 года назад в Нью-Йорке, в салоне Big Joe’s. Было больно. На вопрос, не опасно ли это, мой мастер, не задумываясь, ответил: «Единственный риск – втянуться».
Фото: Абдулай Сезай
45 миллионов американцев являются обладателями одной татуировки, двумя и более – около 55 миллионов. Иными словами, 100 миллионов человек в одной только Америке любят украшать свое тело тату; на них работает индустрия с годовым оборотом под 1,7 миллиарда долларов, значительная часть которых приходится на долю Марио Барта.
Барт – основатель и арт-директор сетей Starlight Tattoo и Mario Barth Tattoo, изобретатель и легендарный тату-мастер. В списке его клиентов Сильвестр Сталлоне, Томми Ли, Ленни Кравиц, Джейсон Кидд – перечислять звезд спорта и шоу-бизнеса можно еще очень долго. Кроме того, Барт держит ультрасовременный салон King Ink при казино-отеле Foxwoods в штате Коннектикут. А еще он основатель и владелец INTENZE Products, Inc. – одного из крупнейших мировых производителей и дистрибьюторов красок для тату, чья продукция не вызывает никаких нареканий даже у веганов.
У Барта десятки салонов по всей Америке и Европе. Его ведущие салоны, похожие благодаря высоким стеклянным стенам на изысканные аквариумы, работают в Лас-Вегасе – в гостиничных комплексах Mandalay Bay и Mirage. «Моя задача – приучить людей к качественному боди-арту, создав тем самым единую мировую тату-культуру», – объясняет Барт.
В 2005 году, когда Барт впервые попытался увлечь руководство Mirage своей идеей полуторамиллионного тату-салона на одном этаже с казино, его сочли сумасшедшим. В те времена татуировки делали в обшарпанных каморках с плотно зашторенными окнами, которые жались по углам в бедных районах. Но скептики оказались посрамлены, а идеи Барта восторжествовали. Он выстроил многомиллионную империю, чей рост измеряется двузначными числами, и стал первым в мире тату-мастером, попавшим на обложку делового журнала Inc.
Среди прочих одаренных профессионалов Барт выделяется не только талантом художника, но и прирожденным умением руководить. Столь незаурядное мастерство он, по собственному признанию, унаследовал от отца, владевшего державшего полиграфической компанией.
Барт создал одну из самых успешных и постоянно растущих компаний в своем сегменте рынка. Его салоны обслуживают более 15 000 человек в год. Невероятные успехи Барта основаны на нескольких ключевых принципах: целеустремленность, непрерывное обновление, инновации, талантливая команда, высокий уровень профессионализма, постоянное совершенствование, забота об окружающих.
В те времена татуировщики стыдливо опускали глаза, если кто-нибудь спрашивал, чем они зарабатывают на жизнь. Он считали, что до конца своих дней будут вынуждены таиться по темным, грязным подвалам, и не верили, что заслуживают просторных домов и хороших машин. На это было больно смотреть.
Создать империю Барту помогли увлеченность, яркая мечта и целеустремленность. Учиться своему делу он начал подростком, в Австрии. Тогда татуировки еще были вне закона. Большую часть времени он проводил в подвале, где делал наколки байкерам, уголовникам и тюремным надзирателям. А кроме того, он очень много выступал в защиту татуировок. В конце концов в 1987 году Австрия отменила запрет, и Барт открыл один из первых в стране легальных тату-салонов. «Моя клиентура изменилась – теперь это были главным образом доктора, которые по вечерам давали волю своей эксцентричной натуре. Днем они оперировали, а по ночам делали себе татуировки и пирсинг. Ситуация полностью изменилась», – вспоминает Барт.
Стремление воплотить свою мечту в более крупных масштабах привело Барта в США: вначале он открыл два элитных, ультрасовременных салона в Детройте и в Майами-Бич, а в 1999 году обосновался в Фэрлоне, штат Нью-Джерси.
Сам Барт утверждает, что его картину мира перевернула поездка в Соединенные Штаты в середине 1980-х. Именно тогда он познакомился с тату-мастером по имени Сейлор Билл Джонсон в его салоне в Орландо, штат Флорида. «Впервые в жизни я попал в легальный тату-салон. У себя в Австрии я привык к подпольным кабинетам и безжалостной конкуренции. Признаваясь Биллу, что я и сам – татуировщик, я был внутренне готов к бою. Но вместо этого, он два с половиной часа объяснял мне, по каким правилам он работает, как устроен рынок, какая техника у него в ходу, и как лучше общаться с клиентами. Я был потрясен. У нас откровенничать было не принято: наоборот, все отчаянно боролись за свою делянку и за немногочисленных клиентов. Билл произвел революцию в моем сознании. Для него качество и профессионализм были нормой: четкая графика, тени, растушевка, грамотно прописанная роза, – всего лишь базовые требования. Самое главное – как организована работа, как ты общаешься с клиентами, что люди думают о своих татуировках спустя лет десять. Это меня очень вдохновило. Билл открыл мне глаза на мир и на огромные возможности, о которых я прежде и не догадывался», – вспоминает Барт.
Пока Барт не сделал свой бизнес легальным, и речи не могло быть об образовании, тренингах, обмене опытом, профессиональной литературе, стандартах, четкой организации работы. Никто не хотел делиться – потому что никто не хотел уступать преимущество конкурентам. Каждый был сам за себя и с боями защищал свой бункер. Любые новшества становились обыденностью ценой проб и ошибок, и даже опытные профессионалы тратили массу времени на изобретение велосипедов. Иными словами, вся отрасль жила по совершенно неэффективным, удушающим законам. В Европе, где, помимо Великобритании, никогда не существовало легальной тату-индустрии, дела обстояли еще хуже.
«Открыв первый легальный салон, я стал заключать союзы и активно искать партнерских соглашений. Я уговаривал людей общаться, делиться знаниями друг с другом и с клиентами. Было непросто. Те, кто привык работать по старинке, меня возненавидели: они считали, что единственный способ выжить для нас – затаиться в глухом мрачном углу», – вспоминает Барт.
По его словам, «в те времена татуировщики стыдливо опускали глаза, если кто-нибудь спрашивал, чем они зарабатывают на жизнь. Он считали, что до конца своих дней будут вынуждены таиться по темным, грязным подвалам, и не верили, что заслуживают просторных домов и хороших машин. На это было больно смотреть».
Барт убежден, что устойчивое развитие бизнеса невозможно без последовательных и непрерывных преобразований. Если постоянно не внедрять новейшие методики, бизнес, да и вся отрасль, хиреет и умирает. Сам Барт целиком и полностью верен своим принципам. Он постоянно экспериментирует на себе, так что его тело покрыто татуировками самой тонкой работы.
«Барт всегда готов рисковать, искать нестандартные решения», – говорит Билли Бёрк, режиссер и продюсер первого документального фильма о Барте. – «Он готов абсолютно все поставить на кон, если верит в то, что делает. Он всегда работает на переднем крае. Он испытал на себе все проблемы, с которыми сталкиваются мастера, и легко может определить, где кроются новые возможности и что нужно улучшить. Он досконально разбирается в делах тех, кем руководит, и старается постоянно совершенствовать методы работы. В этом и новаторство, и секрет его успеха», – резюмирует Бёрк.
Бёрк подружился с Бартом, когда кинематографисту было всего 18, и он пришел за татуировкой в салон Барта в Нью-Джерси. Много лет спустя Барт предложил ему отправиться вместе в Японию, чтобы снять документальный фильм «Под кожей», впоследствии удостоенный множества наград. Их следующий проект назывался «Отмеченные», и был посвящен подпольным татуировкам в разных странах мира (он вышел на кабельном канале History Channel в 2009 году).
Сотрудничество складывалось настолько удачно, что Барт попросил Бёрка помогать ему и в других вопросах. «На протяжении последних 15 лет Билли был для меня одним из самых близких людей, его советам я очень доверяю», – говорит Барт. Сейчас Бёрк – бренд-менеджер Барта.
Раньше, до появления Барта, мастера работали только с базовыми цветами. Ни одну смесь в точности воспроизвести было невозможно, что создавало немалые сложности, если клиент хотел сделать татуировку, требующую нескольких сеансов. И тогда Барт начал продавать наборы для тату из 19 цветов. Сегодня его компания производит краски более 200 оттенков: там и «матовый снежно-белый», и «банановый крем», и «вишневая бомба», и «сангрия». И это только кажется, что сдвиг от десятка тонов к нескольким сотням – самый очевидный ход. На самом деле это настоящая революция, которая дала татуировщикам подлинную творческую свободу.
Следующим шагом Барта стало создание единого центра, где делятся достижениями знаменитые тату-мастера со всего мира. Раньше никто своих тайн не раскрывал, и практикантам приходилось в лучшем случае довольствоваться уроками одного-единственного специалиста.
Сегодня, благодаря усилиям Барта, в открытый доступ выложены не только палитры знаменитых мастеров, но и пошаговые инструкции, и даже учебные видеозаписи, где комментируются технические приемы. Так что уроки у таких мастеров, как Марк Махони, Майк Демаси, Боб Тайрелл, Борис и Фредди Негрете, можно брать из любого конца земного шара. Это повышает уровень индустрии в целом, а потребители получают более качественный и разнообразный боди-арт.
Барт первым сумел наладить глобальную сертифицированную сеть поставки материалов для татуировок. Впервые в мире разработал и запустил в производство стерильные одноразовые наборы – краски для тату Intenze One Cap. Это нововведение упростило мастерам деловые поездки и сделала процесс нанесения татуировок значительно более безопасным.
В 2007 году Барт на правах консультанта и практикующего специалиста участвовал в программе реконструктивной микропигментации онкологических пациентов при отделении пластической хирургии в университетской клинике Хакенсак. Он даже разработал специальные пигменты для реконструктивно-пластической хирургии, благодаря которым кожа пациентов, подвергшихся серьезным операциям, выглядит более естественно.
Но нововведения Барта не заканчиваются внедрением новых продуктов. С недавних пор он стал вступать в партнерские отношения с крупными компаниями: студией MGM, мегамоллом American Dream на востоке Нью-Йорка, где канал Nickelodeon со студией DreamWorks строят парк аттракционов, рассчитанный на 55 миллионов посетителей в год. Барт хочет сделать искусство татуажа общедоступным, а для этого очень важно открывать салоны в удобных помещениях с доброжелательной атмосферой, расположенных в привлекательных и безопасных местах. В прошлом за татуировками зачастую приходилось отправляться на окраины, отыскивать там неоновые вывески и бродить по плохо освещенным комнатам. Неминуемо закрадывались подозрения, что не всякому вошедшему туда удается выйти живым.
Сегодня любой желающий может обратиться в светлый, красивый и современный салон с зеркалами и эффектными росписями, где под соул или R&B нальют кофе и усадят в удобное кресло делать татуировку. Именно Барт проложил дорогу для таких заведений, как расположенный рядом с моим домом тату-клуб при салоне Harley Davidson в Скоттсдейле, штат Аризона. Там можно сделать себе татуировку в стеклянном боксе, нависающем над блестящими новенькими мотоциклами. Это впечатляющее зрелище, которое вызывает ассоциации скорее с Беверли-Хиллз, чем с грязным подвалом. Теперь татуировщики могут смело гордиться своим искусством, а не прятаться по углам, как изгои общества или маргиналы.
Барт произвел невероятный сдвиг в сознании, и в итоге сама индустрия воспринимает себя по-другому. В прошлом главной фигурой был не клиент, а мастер: татуировки наносились на тело по его желанию. Сегодня все не так. Барт требует, чтобы каждый мастер сначала разобрался, что именно клиент имеет в виду, а потом постарался претворить его мечты в реальность. «Нужно общаться с клиентом. Представлять себе, зачем он пришел. Мастер – это просто инструмент, который помогает воплотить мечты. Тут уже не место никаким эмоциям. Надо просто залезть в голову к клиенту – как и в любом другом бизнесе, тут сразу понятно, когда удается нащупать верную кнопку», – объясняет Барт, который верен своим правилам в любом проекте и тратит много времени и сил, чтобы объяснить, почему такой подход важен и что именно требуется от сотрудников.
Нововведения Барта не просто ускорили развитие его собственного бизнеса и отрасли в целом. Они сделали весь процесс более надежным, предсказуемым и безопасным.
Барту важно не просто развитие отрасли: он возглавляет целое идейное движение, в основе которого, по его мысли, должно лежать просвещение.
«Искусству татуировки 4 000 лет, но искусствоведы и музейные кураторы его игнорируют. В некоторых государствах татуировки до сих пор запрещены, – объясняет Барт. – Для того чтобы обеспечить устойчивое развитие всей отрасли, мы должны объяснить людям, в чем суть нашего искусства, рассказать о его богатой истории, продемонстрировать его красоту». Учебных заведений, где преподаются подобные дисциплины, нигде в мире пока нет.
Стремление к популяризации отрасли подтолкнуло Барта к разработке кино- и телевизионных проектов. Одним из последних стал австрийский сериал под названием «Боль и слава», рассказывавший о социокультурных корнях боди-арта и основах его эстетики.
Создать общественное движение вокруг полузапретного вида искусства, которое многие до сих пор считают сомнительным проявлением дурного вкуса, – не самая легкая задача. А ведь существует и дополнительное препятствие: в общественном сознании закрепилось представление о татуировках как о форме наказания – на протяжении многих веков ими клеймили преступников. Покойников с татуировками и сегодня отказываются хоронить почти на всех еврейских кладбищах. В Японии человеку с заметной татуировкой почти невозможно получить работу в крупной компании, в госучреждении или в правоохранительных органах.
Но Барт стремится вывести искусство татуировки из тьмы на свет, прославить во всеуслышание то, о чем прежде было стыдно даже упоминать, сделать андеграундную культуру мейнстримом. Он мечтает выстроить полноценную индустрию, сделать татуаж уважаемой профессией, возвести его в ранг настоящего высокого искусства, которое не стыдно будет демонстрировать на публике. «Если хочешь быть профессионалом, то и веди себя, как профессионал», – призывает Барт.
Самого себя он считает человеком целеустремленным. Мир, с его точки зрения, полон возможностей, которые только и ждут, чтобы ими воспользовались те, у кого хватит на это смелости. «Я твердо знал, что моя профессия может быть другой, хотя благодаря этому я нажил много врагов. Я призывал мастеров делиться идеями и приемами, владельцев салонов – выходить из тени, отрасль в целом – изменить представления об организации работы и обслуживании клиентов», – говорит Барт.
«Всего 10 лет назад 99% людей приходило прямо с улицы. В управлении никто не разбирался. Сегодня ситуация постепенно меняется – благодаря просвещению и инновациям», – говорит Барт.
Если вы решите сделать татуировку у Барта, нужно будет записаться, дождаться своей очереди года через два и выложить $1,500 за прием. Раз люди готовы ждать так долго, значит, можно с уверенностью сказать, что результат того стоит. Из разговоров с Бартом сразу становится ясно, насколько он любит свою работу. Заниматься любимым делом и быть в нем лучшим, – идеальный рецепт жизненного успеха. И достижения Барта тому прекрасное доказательство.
Наряду с прочими новшествами Барт ввел официальные спонсорские программы для мастеров татуировки. Креативная академия Intenze во Флоренции поддерживает 57 лучших профессионалов мира, обеспечивая им возможность заниматься тем, что они любят и что у них лучше всего получается. Условие только одно: они обязаны учить тех, кто желает специализироваться в этой области, двигать отрасль вперед.
В свою собственную команду Барт старается набирать бодрых, жизнерадостных и дружелюбных профессионалов из числа лучших. Ему важно добиться взаимопонимания – и принципиального, и личного. Барт старается иметь дело с людьми, которые разделяют его убеждения, но при этом думают и действуют по-разному. Он ищет специалистов, которые задумываются о будущем, стараются работать по-новому и готовы помогать Барту осуществить то, что он считает своим жизненным предназначением – найти и восполнить недостающее звено, которое обеспечит устойчивое развитие отрасли. Процесс приема организован очень четко: новичкам объясняются основные требования, затем они проходят тренинги и наблюдают за работой опытных мастеров. После 30-дневного испытательного срока работы претендентов анализируют, чтобы понять, насколько успешным окажется дальнейшее сотрудничество. Все решения принимаются коллегиально. Те, кто остается, работают и 15 лет, и 20.
Империя Барта продолжает стремительно расти и развиваться именно за счет того, что он дает сотрудникам проявлять свои сильные стороны, занимаясь любимым делом. Такой подход во многом обусловил успех компании.
«Мы мечтатели – и мы же исполнители. Иначе нельзя, если собираешься добиться успеха вместе с нами. Марио хочет, чтобы люди строили большие планы, а потом, засучив рукава, брались за их исполнение. Ведь у нас очень динамичная отрасль, она требует предприимчивости, умения быстро ориентироваться и перестраиваться», – объясняет Бёрк. Новые идеи и творческий подход приветствуются, но ценятся прежде всего результаты. Барт точно знает, что идеи – ничто, если они не реализованы.
«Раз обещал – значит, нужно сделать, причем в срок. А еще требуются вежливое обращение, мастерство и умение работать в профессиональной среде. От тату-салонов такого ожидают в последнюю очередь, однако у нас все именно так. Вся компания – одна большая семья, занятая творчеством, но в рамках хорошо отлаженного и эффективно выстроенного бизнеса», – заявляет Барт.
Он утверждает, что в любой отрасли составляющие успеха одни и те же: нужно четко ставить цели и эффективно добиваться результатов. «Считать, что к кому-то эти правила не относятся, – большая ошибка», – добавляет Барт.
Секрет успехов Барта – в том, что он открыто и последовательно придерживается заявленных принципов, прислушивается к отзывам и старается постоянно улучшать обслуживание. В Соединенных Штатов у него работает 68 мастеров, и каждое утро за чашкой кофе Барт оценивает и комментирует каждую татуировку, сделанную накануне. Такой оперативный фидбек гарантирует высокий уровень обслуживания для каждого клиента и постоянное совершенствование методов работы. На отзывы клиентов в компании реагируют не менее оперативно.
«Сервис в тату-салоне должен быть не менее качественным, чем любом хорошем магазине: удобство, доброжелательность и большой выбор, отвечающий запросам клиента», – объясняет Бёрк. – «Именно в этом и заключается вклад Марио. Он сделал тату настоящим профессиональным бизнесом», – добавляет Бёрк.
Подход Барта во многом определяется принципом «заботливого начальника». «Люди, которые у меня работают, – это моя семья. Мне важно, чтобы их жизнь и карьера складывались удачно. Их профессиональный рост и успехи – одна из моих целей», – говорит Барт.
«Марио – один из самых преданных, чутких, заботливых, искренних и щедрых людей на свете. Он заслужил свой успех неподдельной заботой об окружающих. В ответ все, включая меня, готовы трудиться ради него, не покладая рук. Его любят – и поэтому всем хочется, чтобы у него получилось. Марио добился успеха в силу склада своего характера: он очень много отдает тем, кто оказывается с ним рядом. Такая у него карма», – объясняет Бёрк.
И в общении с клиентами Барт остается верен себе. «Для него ценно общение, а не продажа товара», – подчеркивает Бёрк. Цель Барта – сделать так, чтобы мастера могли постоянно совершенствоваться, а любой клиент получал то, о чем мечтал, и самым надежным и безопасным способом. Именно этим и отличаются продукция и услуги в его компании.
Барт заработал более 200 международных наград – он считается одной из самых влиятельных фигур в истории боди-арта. На его ежегодный тату-музыкальный фестиваль в Нью-Джерси под названием Inked Out («Отмеченные») собирается более 20 000 гостей, перед которыми выступают ведущие тату-мастера со всего мира.
Свою главную задачу Барт видит в том, чтобы правильно организовать работу отрасли, компании и всех ее сотрудников и выстроить отношения с клиентами. Парадоксальным образом, именно эти правила пытался привить ему отец, однако в детстве Барт очень сильно сопротивлялся урокам.
«Я понимаю, что в одиночку не справлюсь. Один человек не выиграет войну, но он может стать стратегом и обеспечить победу», – заключает Барт.